Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница — зима»

размещено в: Из опыта работы | 0

Программное содержание:

Познакомить детей с новым музыкальным произведением «На тройке» П.И.Чайковского. Обогащать музыкальное восприятие дошкольника, активизировать речь детей. Продолжать учить различать характер музыки. Закреплять знания о признаках зимы.

Развивать вокально-хоровую технику: артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно петь и двигаться под музыку, передавая настроение произведений. Создавать условия для развития чувство ритма, умения согласованно и ритмично играть на ДМИ в ансамбле.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию, доброжелательное отношение друг к другу в совместной деятельности. Доставить детям радость и положительные эмоции.

Предварительная работа: Знакомство детей с творчеством художника И.Грабаря, композитора П.И.Чайковского, чтение и разучивание стихов и пословиц о зиме. Рассматривание иллюстраций по теме, разучивание танцевальных движений. Работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «Вальс — шутка» Д.Шостакович)

Оборудование и материал:

1.Музыкальный материал:

П. Чайковский «На тройке», «Вальс — шутка» Д.Шостакович , песня «Снежные бабочки» Ю.Селивестрова, Е.Курячий, песня «Приходи, зима» Э.Большаковой, распевка М.Картушиной.

2.Использование ИКТ: Презентация к занятию

3. Дидактический материал:

Детские музыкальные инструменты, ткань для исполнения танца, музыкальный центр, фортепиано, монитор, экран, ноутбук.

Ход занятия:


Дети заходят в зал и становятся полукругом лицом к гостям.
М. р.:(поет) Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют) Здравствуйте!

М. р.:  У нас сегодня в зале много гостей. Поздороваемся с ними.

Дети поют: Здравствуйте, гости!

Гости (поют): Здравствуйте!

М. р.:  Послушайте загадку:

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Зима)

— У каждого времени  года есть  свои три месяца. Назовите  зимние месяцы.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

М.р.: В старину, в народе зимние месяцы назывались декабрь — Хмурень, январь — лютовей, февраль — снеговей? Как вы думаете, почему? (Ответы детей).  Правильно, потому что в декабре сквозь низкие облака редко проглядывает солнышко, дни становятся короткие, а ночи длинные, смеркается рано. В январе лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег, а в феврале   метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле  снежную поземку.

— Какой зимний месяц у нас сейчас? (февраль) Февраль – последний месяц зимы, и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года.

Какая бывает зима? (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, вьюжная, волшебная, сказочная, сверкающая, суровая, веселая, морозная, студеная.) Да, зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

М. р.: Ребята, а какие пословицы о зиме вы знаете?

Дети (по очереди)

Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга — два друга.

Декабрь год кончает,а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Холодная зима – жаркое лето.

М. р.: Ребята, я приглашаю вас пройти к экрану.

Зима восхищала и поэтов, и художников, и композиторов и они передавали свое настроение  в  произведениях – стихах, картинах, музыке. А что помогает композитору  изобразить зиму? (Ноты) А чем пользуется поэт или писатель,  передавая свое настроение зимой?(Словом). И, наконец, с помощью чего художник  пишет  картины? (с помощью красок.)

А сейчас обратите внимание на экран. Какая картина перед вами?  («Февральская лазурь») Назовите имя художника (И. Грабарь). Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Ответы  детей: Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)

М.р.: Мы с вами увидели, как художник, используя краски, передает настроение зимы.

М. р.: Посмотрите на экран. Чейпортрет вы видите? Какие произведения этого композитора вы знаете? («У камелька», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков»).  А сейчас прослушайте фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «На тройке». Это новое произведение для вас, поэтому, слушайте внимательно. Что вы представили, слушая эту музыку? (Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей и звенят колокольчики). Какая музыка по характеру? (Просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная)

М. р.: Ребята, мы с вами поговорили о музыке, о живописи, а сейчас послушаем стихотворение поэта С. Есенина «Белая береза». А прочитает нам его воспитанник группы.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

М.р.: Вот как поэт с помощью слова передал образ березы зимой!

М.р.: Ребята, я приглашаю вас пройти к инструменту и присесть на стульчики.

М.р.: Мы с вами убедились, что зима прекрасное время года, она вдохновляет своей красотой и поэтов, и художников, и композиторов. Они передают свое настроение и в картинах, и в музыке, и в стихах. Сейчас наши девочки постараются передать настроение зимы в легком танце снежинок.

  Закрутились, завертелись белые снежинки. 
  Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки. 
  Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду. 
  Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду. 

Группа девочек исполняет танец с тканью.

М.р.: Спасибо вам, девочки, за чудесный танец.

М.р.:  Засиделась детвора, поиграть уже пора. Встаньте, в круг, разомнемся, поиграем.

Физминутка

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.       (Руки подняты  вверх, постепенноопускаются вниз)

Снег-снежок, снег-снежок

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок

Замело дорожки.(Плавно качают руками влево-вправо)

Снег-снежок, снег-снежок

Тает  на ладошке.(По очереди выставляют вперед правую и левую ладошки)

Мы налепим снежков

Вместе поиграем  («Лепят снежки»)

И друг в друга снежки весело бросаем («Бросают снежки»)

Но тепло во дворе

Не замерзли ушки

(Потирают  ладонями  уши)

Накатаем  мы снег  (Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью)

В белый ком большущий (Разводят руки в стороны).

Мы с вами  размялись, разогрелись, а сейчас разогреем наш  голос, распоемся. Проходите на стульчики.

М.Картушина

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56a21ed124984/razvliechieniievstarshieighruppiezimushkazima_2.jpeg

        Ребята, я предлагаю вам исполнить песню «Приходи, зима» и  постараться  передать в ней  свое настроение, свое отношение к зиме.

Дети исполняют песню «Приходи, зима».

М.р.: Молодцы, ребята, исполнили песню хором, дружно, артистично.

Ребята, а какие музыкальные инструменты помогут нам изобразить хрустальную зимушку, переливающийся на солнце снег, кружение снежинок? (Ответы детей). Приглашаю  ребят  изобразить  зимушку с помощью музыкальных  инструментов и хрустальных стаканчиков.

Дети исполняют «Вальс — шутка» Д.Шостаковича.

М.р.: Какие вы молодцы, ребята! У вас получился замечательный оркестр.

Но на смену зиме придет весна и принесет свои краски, свое настроение, свою музыку. А встречать весну мы будем веселым танцем.

Дети исполняют  общий танец «Весну звали».

М.р.:  Спасибо вам, ребята, наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Какое настроение у вас после занятия?

Вы сегодня  подарили  много радостных минут своими ответами, песнями, плясками, игрой. А сейчас нам пора прощаться. До свидания.

Дети прощаются. Выходят  из зала.