Педагогический фестиваль «Ступени мастерства — 2014»
Опыт работы по теме
«Мини-музей в ДОУ — одна из эффективных форм развития
ребенка как личности»
воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 21
города Буденновска Буденновского района»
Толпыкиной Надежды Валентиновны
Форма: «Виртуальная экскурсия»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по мини-музею «Русская береза».
Мини- музей является результатом проекта, который я реализовывала в прошлом году.
Почему именно русская береза? Идея создания такого мини – музея возникла при реализации годовой задачи МДОУ Д/С № 21 «Поиск содержания, средств и методов духовно – нравственного воспитания дошкольников». А что для малышей ближе всего по духу? Дом, семья, природа, которая их окружает.
На территории детского сада растет много берез. Мы каждый день встречаемся с ними и, по сути, мало что можем о них рассказать. А ведь береза может стать прекрасным объектом для изучения ее детьми. Именно она может стать источником воздействия на чувства и познания дошкольника.
Давайте зададим себе вопрос: Чем для каждого из нас является береза?
Береза – это:
Ø Символ России
Ø Объект любования
Ø Дом для птиц, насекомых
Ø Кров в непогоду и жару
Ø Материал для изготовления кухонной утвари, мебели
Ø Муза для поэтов, художников, музыкантов
Ø Средство для декоративно -прикладного искусства
Ø Топливо
Ø Освещение
Ø Источник здоровья
Ø Оберег от дурных людей
Ø Наша подружка
Ø В конце концов береза, как человек: может грустить и радоваться; может расти, болеть, стареть.
Представьте сколько интересных тем может появиться для беседы с детьми. И я не думаю, что после всего этого их маленькие сердца не дрогнут и не отзовутся добром и сопереживанием.
Я определила место в группе – в уголке природы, наклеила фотообои с видом берез и начала работу над сбором информации. Первым вкладом в педагогическую копилку мини-музея стал альбом «Береза — символ России» и оформленная мною ширма с одноименным названием.
Часть слова «мини», в данном случае, очень подходит к моему музею. Отражает и возраст детей, для которых он предназначен, размеры экспозиций и ограниченное пространство.
Затем я привлекла родителей к сбору информации о березе, изготовлению поделок из различного материала на тему «Березка русская моя»; изготовлению и оформлению наглядных пособий, которые также явились впоследствии инструментарием для бесед и игр с детьми.
После серьезной и кропотливой работы у меня появились новые альбомы по темам: «Виды берез», «Береза в разное время года», «Береза в искусстве», «Береза — лекарь», «Мифы и сказания о березе» и многие другие.
Мини-музей наполнялся различными экспонатами. Появились лапти, вазочка из бересты, картины, поделки, кухонная утварь, лавка, заборчик, березовый веник, дегтярное мыло, деготь, русский сарафан и кокошник, как атрибуты русского национального костюма. Именно в таких сарафанах проходили девичьи гуляния возле березки в один из народных праздников под названием Семик.
В результате получился мини-музей, который объединил в себе несколько жанров:
— музей – экспозиция
— музей – лаборатория
— музей – игротека.
Систематизировав весь материал, я разработала и составила картотеку дидактических, словесных и подвижных игр, которые можно использовать в работе с детьми по теме «Русская береза».
Считаю, что такой мини – музей с его предметной средой может играть и играет роль Учителя и Воспитателя.
Любые экспонаты можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно поиграть и даже взять домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей, а раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей – это что-то свое, родное, так как многие дети принимали участие в его создании вместе со своими родителями.
Включение ребенка в активный познавательный процесс, в пространстве музея, самостоятельное манипулирование с предметами дает ему возможность самому извлекать заложенную в предметах информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Таким образом, воплощается в жизнь девиз всех детских музеев и экспозиций для детей – «знание через руки».
Какие же цели я ставила при организации своего музея и для формирования личности ребенка:
- Реализация направления «Музейная педагогика».
- Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.
- Формирование у дошкольников представлений о музее.
- Расширение кругозора дошкольников.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
- Формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие творческого и логического мышления и воображения.
- Формирование активной жизненной позиции.
Работая с детьми, я решала ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач:
- Познакомить с березой, как символом России, национальным деревом;
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
- Формировать представление о жизни растения, его развитии и связи с другими организмами;
- Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Задачи согласовываю с основными и неизменными принципами музейной педагогики:
- предметность,
- наглядность,
- эмоциональность,
- интерактивность,
- интегративность.
Планируя свою работу с детьми в мини музее, учитываю требования, сформулированные немецким ученым Г. Фройденталем:
- Каждое посещение мини — музея или работа в нем имеет конкретную образовательную, воспитательную и развивающую цель;
- Посещения мини- музея это не развлечение, а серьезная деятельность, к которой надо готовиться;
- Посещать мини – музей следует после предварительной подготовки детей или в самом процессе получения знаний, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- Отбирать экспонаты для показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
- Итогом посещения мини – музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, создание модели, рассказ об увиденном, записанный взрослым со слов ребенка и т.д.)
Хочется отметить, что мини-музей не всегда приспособлен к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте, недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя. Поэтому, я практикую беседы на 5-10 минут, разбивая некоторую информацию на несколько подтем. Но если внимание детей не рассеивается, то за одну беседу я могу рассмотреть сразу 2 темы.
Широко использую в практике:
- ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, связанные с обогащением представлений у детей о березе;
— беседы: «Отчего плачут березы?», «Береза – символ России», «Кто дружит с березой?»;
— чтение художественной литературы: загадки, стихи, мифы, сказки о березе, пословицы и поговорки, приметы;
— просмотр слайдов: «Виды берез», «Береза в искусстве»;
— иллюстраций: Береза в разное время года, береза в быту,
— знакомство с другими музеями «Буренушка», «Куклы наших бабушек», «Музей ложек»
и т.д.
— рассматривание картин
- ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ
— вопросы проблемного характера: «Отчего у березы на стволе черные точки?» (Легенда о березе), «Как узнать где юг, а где север?»
— использование алгоритмов: Рост дерева от семечка, на прогулке сравнивали березы (какое дерево старше? (по высоте, по кроне, по стволу, по коре – тень)
— использование схем: «Береза лечит», «Кора кормит»
— использование моделей предмета: ствол, крона, ветви, корни. На прогулке сравнивали с другими деревьями.
Рассказывала детям о том, чего боится береза (О короеде). Для исследования дала детям березовые поленца, изъеденные короедом.
Рассказывала, что береза боится громкой музыки: на березе – птица – птенцы — гусен. личинки, жуки — гибель дерева.
— ассоциативные метод: сравнение – девочка + береза + дом; дерево может болеть (оно как человек). Рассматривали грибки на коре, на ветках, гниль, парша.
- МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
– новая наглядность (экологическое панно, иллюстрации, новые экспонаты)
— загадки: поиск отгадок
— конкурсы на лучший осенний листик, на лучшего исследователя
— осенняя прогулка: искали весну
- ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
— игровые упражнения,
— импровизации, этюды – животных, насекомых; береза грустит, шумит, уснула
— интервью, презентации поделок, рисунков
— занятия по интересам: худ.- тв. деятельность(коллективные работы)
— практическое манипулирование предметами;
— театрализация: обыгрывание стихотворения по ролям), сказка, песни — воробей с березы на дорогу прыг.
- ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
— игровое взаимодействие
— социальные игры (когда ребенок берет на себя роль взрослого, мамы, экскурсовода)
— коммуникативные игры
— вызывание адекватных эмоций
— виртуальные путешествия с использованием ИКТ