«Мини-музей в ДОУ  —  одна из эффективных форм развития ребенка как личности» 

размещено в: Из опыта работы | 0

Педагогический фестиваль «Ступени мастерства — 2014»

Опыт работы по теме

«Мини-музей в ДОУ  —  одна из эффективных форм развития

ребенка как личности» 

воспитателя

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением       физического развития воспитанников № 21

                           города Буденновска Буденновского района»

Толпыкиной Надежды Валентиновны

Форма: «Виртуальная экскурсия»

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по мини-музею «Русская береза».

Мини- музей является результатом проекта, который я реализовывала в прошлом году.        

          Почему именно русская береза? Идея создания такого мини – музея возникла при реализации годовой задачи МДОУ Д/С № 21 «Поиск содержания, средств и методов духовно – нравственного воспитания дошкольников». А что для малышей ближе всего по духу? Дом, семья, природа, которая их окружает.

На территории детского сада растет много берез. Мы каждый день встречаемся с ними и, по сути, мало что можем о них рассказать. А ведь береза может стать прекрасным объектом для изучения ее детьми. Именно она может стать источником воздействия на чувства и познания дошкольника.

Давайте зададим себе вопрос: Чем для каждого из нас является береза?

 Береза – это:

Ø  Символ России

Ø Объект любования

Ø Дом для птиц, насекомых

Ø Кров в непогоду и  жару

Ø Материал для изготовления кухонной утвари, мебели

Ø Муза для поэтов, художников, музыкантов

Ø Средство для декоративно -прикладного искусства

Ø Топливо

Ø Освещение

Ø Источник здоровья

Ø Оберег от дурных людей

Ø Наша подружка

Ø В конце концов береза, как человек: может грустить и радоваться; может расти, болеть, стареть.

Представьте сколько интересных тем может появиться для беседы с детьми. И я не думаю, что после всего этого их маленькие сердца не дрогнут и не отзовутся добром и сопереживанием.

Я определила место в группе – в уголке природы, наклеила фотообои с видом берез и начала работу над сбором информации. Первым вкладом в педагогическую копилку мини-музея стал альбом «Береза —  символ России» и оформленная мною ширма с одноименным названием.

Часть слова «мини», в данном случае, очень подходит к моему музею. Отражает и возраст детей, для которых он предназначен,  размеры экспозиций и ограниченное пространство.

Затем я привлекла родителей к сбору информации о березе, изготовлению поделок из различного материала на тему «Березка русская моя»; изготовлению и оформлению наглядных пособий, которые также явились впоследствии инструментарием для бесед и игр с детьми.

После серьезной и кропотливой работы у меня появились новые альбомы по темам: «Виды берез», «Береза в разное время года», «Береза в искусстве», «Береза — лекарь», «Мифы и сказания о березе» и многие другие.

Мини-музей наполнялся различными экспонатами. Появились лапти, вазочка из бересты, картины, поделки, кухонная утварь, лавка, заборчик, березовый веник, дегтярное мыло, деготь, русский сарафан и кокошник, как атрибуты русского национального костюма. Именно в таких сарафанах проходили девичьи гуляния возле березки в один из народных праздников под названием Семик.

        

В результате получился мини-музей, который  объединил в себе несколько жанров:

— музей – экспозиция

— музей – лаборатория

— музей – игротека.

Систематизировав весь материал, я разработала и составила картотеку дидактических, словесных и подвижных игр, которые можно использовать в работе с детьми по теме «Русская береза».

        

Считаю, что такой мини – музей с его предметной средой может играть и играет роль Учителя и Воспитателя.

Любые экспонаты можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно поиграть и даже взять домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей, а раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей – это что-то свое, родное, так как многие дети принимали участие в его создании вместе со своими родителями.

Включение ребенка в активный познавательный процесс, в пространстве музея, самостоятельное манипулирование с предметами дает ему возможность самому извлекать заложенную в предметах информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Таким образом, воплощается в жизнь девиз всех детских музеев и экспозиций для детей – «знание через руки».                                       

Какие же  цели я ставила при  организации своего музея и для формирования личности ребенка:

  1. Реализация направления «Музейная педагогика».
  2. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.
  3. Формирование у дошкольников представлений о музее.
  4. Расширение кругозора дошкольников.
  5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  6. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
  7. Формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  8. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
  9. Формирование активной жизненной позиции.

Работая с детьми,  я решала ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач:

  1. Познакомить с березой, как символом России, национальным деревом;
  2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
  3. Формировать представление о жизни растения, его развитии и связи с другими организмами;
  4. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Задачи согласовываю с основными и неизменными принципами музейной     педагогики:  

  • предметность,
  • наглядность,
  • эмоциональность,
  • интерактивность,
  • интегративность.

        

Планируя свою работу с детьми в мини музее, учитываю требования, сформулированные немецким ученым Г. Фройденталем:

  1. Каждое посещение мини — музея или работа в нем имеет конкретную образовательную, воспитательную и развивающую цель;
  2. Посещения мини- музея это не развлечение, а серьезная деятельность, к которой надо готовиться;
  3. Посещать мини – музей следует после предварительной подготовки детей или в самом процессе получения знаний, когда дети не устали и готовы к восприятию;
  4. Отбирать экспонаты для показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
  5. Итогом посещения мини – музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, создание модели, рассказ об увиденном, записанный взрослым со слов ребенка и т.д.)

Хочется отметить, что мини-музей не всегда приспособлен к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте, недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя. Поэтому, я практикую беседы на 5-10 минут, разбивая некоторую информацию на несколько подтем. Но если внимание детей не рассеивается, то за одну беседу я могу рассмотреть сразу 2 темы.

Широко использую в практике:

  1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, связанные с обогащением представлений у детей о березе;

— беседы: «Отчего плачут березы?», «Береза – символ России», «Кто дружит с березой?»;

— чтение художественной литературы: загадки, стихи, мифы, сказки о березе, пословицы и поговорки, приметы;

— просмотр слайдов: «Виды берез», «Береза в искусстве»;

— иллюстраций: Береза в разное время года, береза в быту,

— знакомство с другими  музеями «Буренушка», «Куклы наших бабушек», «Музей ложек»

 и т.д.

— рассматривание картин

  1. ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ

— вопросы проблемного характера: «Отчего у березы на стволе черные точки?» (Легенда о березе), «Как узнать где юг, а где север?»

— использование алгоритмов: Рост дерева от семечка, на прогулке сравнивали березы (какое дерево старше? (по высоте, по кроне, по стволу, по коре – тень)

— использование схем: «Береза лечит», «Кора кормит»

— использование моделей предмета: ствол, крона, ветви, корни. На прогулке сравнивали с другими деревьями.

Рассказывала детям о том, чего боится береза (О короеде). Для исследования дала детям березовые поленца, изъеденные короедом.

Рассказывала, что береза боится громкой музыки: на березе – птица – птенцы — гусен. личинки, жуки — гибель дерева.

— ассоциативные метод: сравнение – девочка + береза + дом; дерево может болеть (оно как человек). Рассматривали грибки на коре, на ветках, гниль, парша.

  1. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

– новая наглядность (экологическое панно, иллюстрации, новые экспонаты)

— загадки: поиск отгадок

— конкурсы на лучший осенний листик, на лучшего исследователя

— осенняя прогулка: искали весну

  1. ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

— игровые упражнения,

— импровизации, этюды – животных, насекомых; береза грустит, шумит, уснула

— интервью, презентации поделок, рисунков

—  занятия по интересам: худ.- тв. деятельность(коллективные работы)

— практическое манипулирование предметами;

— театрализация: обыгрывание стихотворения по ролям), сказка, песни — воробей с березы на дорогу прыг.

  1. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

— игровое взаимодействие

— социальные игры (когда ребенок берет на себя роль взрослого, мамы, экскурсовода)

— коммуникативные игры

— вызывание адекватных эмоций

— виртуальные путешествия с использованием ИКТ